В августе 2013 года открыто движение по второму участку автомагистрали Кемерово-Ленинск-Кузнецкий на км 31-50. Именно об этом мечтали все кузбассовцы, когда в сентябре 2011 году открывали движение по первому участку автомагистрали на км 6-31, протяженностью 24,5 км. Это очень важно для Кузбасса, т.к. два основных мегаполиса Кузбасса — Кемерово и Новокузнецк расположены в его разных концах: на севере и на юге. Соединяющий их транспортный коридор, в составе которого — две автомобильные дороги: Кемерово-Ленинск-Кузнецкий (участок дороги Новосибирск-Ленинск-Кузнецкий-Кемерово-Юрга) и Ленинск-Кузнецкий-Прокопьевск-Новокузнецк, исторически был основной автотрассой Кузбасса. Интенсивность движения на этом направлении более 25 тыс. авт/сут, и пропускную способность ограничивает участок IIкатегории. Тем более, что дорога проходила по ряду населенных пунктов. С вводом первого участка автомагистрали дорога обошла населенные пункты Береговой, Смирновка и Березово, а с вводом второго участка автомагистрали снято движение и с села Панфилово, и в них на порядок улучшилась экология, стало меньше шума, пыли, выхлопных газов, а главное — увеличилась безопасность, ведь ранее проходящая по ним дорога с такой интенсивностью движения была объектом повышенной опасности, где часто травмировались и гибли пешеходы.
Время в пути от Кемерово до Новокузнецка уменьшилось примерно на 30 минут. Когда вводили первый участок автомагистрали, то тогда и предположить никто не мог, что движение транспорта по ней будет разрешено со скоростью 130 км/ч, т.к. только недавно постановлением Правительства Российской Федерации № 621 от 23 июля 2013 года внесены изменения в Правила дорожного движения Российской Федерации, в том числе и в п.10.3 об изменении скоростного режима. В соответствии с внесенными изменениями увеличена разрешенная скорость движения до 130 км/час на дорогах, обозначенных знаком 5.1 «Автомагистраль», по решению собственников или владельцев автомобильных дорог, если дорожные условия обеспечивают безопасное движение с большей скоростью. Но разрешенная скорость в любом случае не должна превышать 130 км/ч. По решению Губернатора А.Г. Тулеева постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области № 343 от 16 августа 2013 года с 20 августа 2013 года (дата открытия движения) на автомобильной дороге Кемерово-Ленинск-Кузнецкий на участке, обозначенном знаком 5.1 «Автомагистраль», установлена разрешенная скорость движения транспортных средств 130 км/ч. В стране это пока единственная дорога, автомагистраль, где собственник, а это Кемеровская область, разрешил такую скорость.
И это не случайно, ведь новый участок автомобильной дороги Кемерово-Ленинск-Кузнецкий имеет следующие основные характеристики:
- категория— IА;
- минимальный радиус кривой в плане — 3 000 м;
- минимальный радиус кривых в продольном профиле: вогнутых — 8 000 м, выпуклых −30 000 м;
- максимальный продольный уклон — 30 промилей;
- расчетные нагрузки для ИССО — А 14 и НК-102,8;
- ширина земляного полотна — 27,5 м;
- ширина покрытия — 18,5 м;
- ширина проезжей части — 15 м (ширина полосы движения −3,75 м);
- количество полос движения — 4 шт;
- наименьшая ширина разделительной полосы — 5 м;
- тип дорожной одежды —капитальный;
- основание из жесткого «тощего» бетона класса Btb2.4-22 см;
- покрытие — трехслойный асфальтобетон, толщиной 18 см, в том числе верхний слой 4 см — щебеночно-мастичный асфальтобетон.
На участке, где увеличена скорость движения, установлены дорожные знаки 3.22 «Ограничение максимальной скорости» (130 км/ч). Рассматривается вопрос о том, что ещё на двух дорогах, построенных по параметрам категории IБ — Ленинск-Кузнецкий-Прокопьевск-Новокузнецк протяженностью 124 км и ул.Терешковой-город спутник Лесная Поляна протяженностью 9 км, увеличить разрешенную скорость движения до 110 км/ч с обозначением знаком 5.3 «Дорога для автомобилей».
Новый участок дороги прошел по территории Крапивинского и Ленинск-Кузнецого районов и не имеет пересечений в одном уровне. Его протяженность 19,4 км.
Проезжая по дороге, водители смогут наблюдать живописный ландшафт: лесные массивы, перелески, поля и водную гладь, т.к. дорога прошла по акватории существующего водоёма в пойме реки Уньга. Для обеспечения устойчивости земляного полотна, а также сохранения экологического равновесия возведена дамба длиной 700 м с перепускной трубой. В ходе проектирования рассматривался вариант обхода пруда, но это привело бы к удорожанию строительства на 500 млн. руб. Поэтому остановились на дамбе. Кроме этого дорога на значительном протяжении проходит по пахотным землям, и практически все земляное полотно возводилось из привозных скальных грунтов. При строительстве этого участка учитывался и уже накопленный опыт. Так, на участках с плохими грунтовыми условиями, для обеспечения устойчивости земляного полотна, в его основании уложен геосинтетический материал («Канвалан») и георешетки, заполненные щебнем. Кстати, геосинтетический материал производства местного Кемеровского завода КОАО «Ортон». В одном месте участка апробировали новый геосинтетический материал (Stabilenka) немецкой фирмы (HueskerGeosynthetics) — 450 пм. Для предотвращения распространения отраженных трещин при устройстве бетонного основания на швах наклеивалась плоская георешётка SamiGridXP50S. Для укрепления обочин использовалась специальная пропитка ПС-1, эта же пропитка использовалась и для герметизации асфальтобетонных покрытий на мостах и путепроводах.
Основываясь на опыте применения геосинтетики, на стадии проектирования в проект третьего скоростного участка автомагистрали Кемерово-Ленинск-Кузнецкий включены дополнительные объемы геоматериалов:
в основание насыпей на слабых грунтах:
георешетка «Славрос-Композит» — 171 190 м2;
геополотно «Стабиленка» — 7 674 м2;
«Канвалан» — 176 405 м2.в укрепление откосов подтопляемых насыпей:
георешётка «ТехПолимер» с заполнением бетоном — 784 м2;для устройства дренажа:
геокомпозит «Гидромат-Техполимер 3 Д» — 55 100м2;
«Канвалан 500» — 29461 м2
Сложность была и в том, что на этом участке дороги проходит большое количество различных инженерных коммуникаций, которые приходилось выносить и переустраивать. Согласно долгосрочной целевой программы, ввод этого участка дороги планировался только в 2017 году. По контракту на строительство — было определено 3 года. Но кузбасские дорожники «сломали» такой график, и выполнили работу ровно за 2 года.Кстати, не снижая качества исполнения.
Генеральный подрядчик строительства ОАО «Автодор»; кроме него здесь работали еще восемь субподрядных организаций. В отвал перемещено 322 тыс. м3, снято растительного грунта 559 тыс. м3, рекультивировано 145,57 га. За время строительства дороги была проведена колоссальная работа: только различных грузов перевезено за 2 года — земли 1 млн. 862 тыс. кубометров, да плюс — почти 500 тыс. кубометров скальных грунтов, 152,5 тыс. тонн асфальтобетона, 282,3 тыс. м3 щебеня. В целях обеспечения безопасности установлено 36 км металлического дорожного ограждения — полностью разделены этим ограждением полосы движения противоположных направлений. Само дорожное полотно выполнено из новейших материалов, по самым передовым технологиям: трехслойное асфальтобетонное покрытие на бетонном основании выдерживает большие нагрузки. Дорожники возвели здесь один мост через р. Уньга, три путепровода, и уложили 24 водопропускных трубы. Так же построили одну транспортную развязку в разных уровнях на съезде в сторону с. Чусовитино. Установлено 632 сигнальных столбика, 151 дорожный знак. Устроено 8 227 пм лесополос, для чего высажено 33 739 деревьев. Пока снегозащитные лесополосы не заработают их функцию будет выполнять снегозадерживающие щиты, которые будут установлены на снегозаносимых местах на протяжении более 8 км. Щиты переданы эксплуатирующей организации.
Ежедневно на объект выходило 250 дорожных рабочих и до 200 единиц техники. Для того чтобы обеспечить четкую, слаженную работу на объекте, переместить или вывезти грунт, завезти материалы и конструкции, во время доставить людей и технику, было построено 27 км временных технологических дорог. То есть, в полтора раза протяженнее, чем сам участок. По окончании стройки дорожники разбирают эти дороги, а земли под ними рекультивируют и возвращают их владельцам.
При строительстве почти все подрядные организации перешли на разбивку планово-высотной основы с использованием высокоточных электронных тахеометров и двухчастотной спутниковой системы «Trimble5700». При обработке результатов и при проектировании широко используются программы CREDO, AutoCAD. При устройстве земляного полотна и слоев дорожной одежды используется техника с 3Dспутниковыми системами нивелирования фирмы «Trimble», что позволяет обеспечить высокую точность высотных отметок. При устройстве асфальтобетонных покрытий применяются современные асфальтоукладчики и дорожные фрезы в сочетании с навесной бесконтактной системой нивелирования, которая позволяет значительно улучшить ровность покрытия.
На новом участке дороги, как и на первом, установлены элементы интеллектуальной транспортной системы управления дорожным движением. Это — дорожная автоматическая метеостанция, детектор текущей погоды, бесконтактный датчик температуры поверхности покрытия, бесконтактный датчик состояния поверхности покрытия, 4 дорожные беспроводные видеокамеры, 3 информационно-электронных табло, на которых водитель может увидеть текущее время, температуру воздуха, скорость и направление ветра, атмосферное давление, видимость, погодные и дорожные условия. А также 4 полноцветных электронных дорожных знака, Дорожникам эта система дает возможность оперативно реагировать на любые изменения обстановки и незамедлительно принимать все необходимые меры для обеспечения безопасности дорожного движения. А водителям система будет рекомендовать оптимальный режим движения в зависимости от погодных условий и состояния дороги. Кроме того, сидя дома, по Интернету, оценивая открытую информацию о состоянии проезда и метеоданным, пользователи дорог смогут оценить дорожную обстановку и принять решение: отправиться в путь или дождаться более благоприятной обстановки, а подрядным эксплуатационным организациям принимать решения о своевременном выполнении работ по содержанию дорог. Частота обновления информации составляет для метеостанций — 1 раз в 60 мин, для видеокамер — 1 раз в 10 мин.
На новом участке автомагистрали установлен многоцелевой видеофиксатор нарушений ПДД программно-технический измерительный комплекс «Одиссей». Видеофиксатор «Одиссей» представляет собой автономный прибор (4 видеокамеры — по одной на каждую полосу движения), размещенный на арочной опоре, установленной на контролируемом участке автомагистрали. Видеофиксатор «Одиссей» предназначен для автоматической фото/видеофиксации фактов нарушения Правил дорожного движения и мониторинга автотранспортных средств, проходящих через зону контроля:
- автоматической фото/видеофиксации фактов нарушения Правил дорожного движения ;
- автоматического измерения скорости движения транспортных средств при прохождении транспортными средствами через зоны контроля Комплекса,
- автоматической фотофиксации транспортных средств, превысивших установленные пороги скорости;
- автоматического считывания государственных регистрационных знаков движущихся в потоке транспортных средств,
- автоматической проверки считанных регистрационных знаков по базе данных розыска и базе данных региональной регистрации;
- сбора статистических данных о параметрах транспортного потока, автоматического формирования постановлений об административном нарушении или других документов о совершении правонарушения
Для передачи информации используется постоянный канал связи, по которому полученные видеозаписи автоматически передаются на центральный сервер. Возможна запись видеофрагментов на ноутбук из подъехавшего автомобиля по беспроводной связи и последующая доставка записей на центральный сервер. Система сохраняет видеофрагменты в специальном архиве центрального сервера на срок, в течение которого постановление может быть оспорено.
Помимо комплекса «Одиссей» на всем протяжении нового участка установлено 5 вандалозащищенных шкафов под комплексы фото/видеофиксации нарушений ПДД.
Сейчас кузбасские дорожники готовятся к строительству последнего участка дороги, протяженностью 17, 56 кмот поворота в направление с. Чусовитино и до г. Ленинска-Кузнецкого. Рабочий проект на строительство этого участка проходит последние инстанции согласований. После ввода его в эксплуатацию два крупнейших города Кузбасса — Кемерово и Новокузнецк будут связаны качественными дорогами, обеспечивающими безопасное и комфортное движение транспорта не только между ними, но другими городами, расположенными в зоне прохождения главной транспортной артерии Кемеровской области, что положительно скажется на развитии региона.
Автор — Скрыльников Владимир Арсентьевич (начальник отдела ремонта, сохранности и содержания автомобильных дорог ГКУ «Дирекция автодорог Кузбасса»).