ПЕРВАЯ АВТОМАГИСТРАЛЬ СИБИРИ ОТКРЫТА В КУЗБАССЕ

Кажется совсем недавно, в пасмурный осенний день 16 октября 2006 года, в присутствии министра транспорта РФ И.Е. Левитина мы вводили в эксплуатацию первый участок автомобильной дороги I-й категории «Кемерово — Ленинск – Кузнецкий» протяженностью 5,4 км. И тогда Кузбасские дорожники сказали министру, что это только начало, следующий участок будет построен по нормативам автомагистрали, и свое слово сдержали. Прошло пять лет, и сегодня 13 сентября 2011 года мы открыли движение по участку дороги от Сухо-Реченской развязки до с. Шевели протяженностью 24,5 км, строительство которого было начато в 2007 году. Это первая в Сибири и седьмая в России автомагистраль, на которой в соответствии с постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области № 415от 12.09.2011 г. разрешена скорость движения 110 км/час.

В Кузбассе как и в России две столицы – северная г.Кемерово и южная г.Новокузнецк. И дорога, соединяющая два эти города, всегда была основной магистралью Кузбасса. О ее социально-экономическом значении говорит и тот факт, что в зоне ее влияния проживает до 80% населения и располагается основной промышленный потенциал Кемеровской области. Дорога обеспечивает экономические и административные связи Кемеровской и Новосибирской областей, а также предоставляет наиболее короткий путь из южных районов Кемеровской области в регионы не только Западной Сибири, но и Российской Федерации в целом. Она является одним из основных связующих звеньев в сети региональных транспортных коридоров, способствует пропуску транспортных потоков в Алтайский край, республику Алтай, Казахстан, Монголию с нового автодорожного направления «Алтай-Кузбасс» и обеспечивает выход на федеральную трассу М-53 «Байкал» с южных территорий области.

Не одно поколение Кузбасских дорожников мечтало о том, чтобы соединить два основных города нашей области дорогой первой технической категории. 25 лет понадобилось, чтобы построить 124-х километровый участок дороги от Новокузнецка до Ленинска-Кузнецкого, который был закончен и полностью введен в эксплуатацию в 1996 году. Сегодня у наших строителей темпы гораздо выше и это не смотря на то, что в эти годы случился экономический кризис, не стабильным было финансирование, и часто им приходилось работать просто под честное слово администрации области.

Чем же вызвана необходимость этой дороги, почему администрация области, дирекция автомобильных дорог Кузбасса с такой настойчивостью добивались ее строительства.

Уже в середине девяностых годов стало ясно, что существующая дорога от Ленинска-Кузнецкого до Кемерово не справляется со все возрастающими транспортными потоками. Малая ширина покрытия и не достаточная пропускная способность отрицательно сказываются на безопасности движения, снижают производительность автотранспорта, что в свою очередь ведет к удорожанию стоимости перевозок Особенно тяжелая ситуация сложилась на въезде в г. Кемерово, где в пиковые часы стали возникать пробки. Сегодня наши водители о них забыли и это хорошо. Кроме того, дорога проходит по ряду населенных пунктов, что также снижает ее пропускную способность и приводит к замедлению перевозок и ухудшению экологической обстановки в населенных пунктах.

В 2000 году ООО «ИркутскгипродорНИИ» было выдано задание на разработку обоснования инвестиций на участке Ленинск-Кузнецкий – Кемерово с обходом г. Ленинск-Кузнецка. Инженеры института, проанализировав сложившуюся ситуацию на всем перегоне от Кемерово до Междуреченска, предложили два варианта реконструкции дороги. Этот проект прошел все инстанции, получил положительное заключение Росдорэкспертизы и был утвержден в 2004 году. На его основе институтом «Кубассдорфондпроект» был разработан рабочий проект реконструкции первого участка дороги от г. Кемерово до Сухо-Реченской развязки.

Этот проект рождался не просто, было много споров, сомнений и разногласий между строителями, эксплуатационниками, сотрудниками ГАИ. Но в 2005 году все разногласия были разрешены, строители вышли на трассу, и в 2006 году реконструкция дороги по нормам первой категории была завершена. Этот участок с освещением и двумя путепроводами, снял самые острые проблемы на въезде в город. И теперь в любой день недели и в любое время суток водители въезжают и выезжают из г. Кемерово без проблем.

Еще в то время, когда шли работы по реконструкции первого участка дороги, инженеры «Кузбассдорфондпроекта» приступили к разработке проекта следующего участка от Сухо-Реченской развязки до с. Шевели. В 2006 году проект был готов, получил положительное заключение государственной экспертизы и был выдан заказчику — дирекции автомобильных дорог Кузбасса. Были проведены торги, и в 2007 году генеральный подрядчик ГП КО «Автодор» приступил к работе. А сегодня строительство 24.5 км завершено, и мы открыли по нему движение.

По техническому оснащению и по своим параметрам это самая современная наша дорога. Проектировщики и строители использовали самые современные технологии и материалы. Трехслойное асфальтобетонное покрытие на бетонном основании выдерживает все нагрузки без ограничения. Применение в верхнем слое покрытия такого современного материала как щебеночно-мастичный асфальтобетон позволяет повысить безопасность движения и увеличивает срок службы. Устройство прикромочных лотков, которое на других дорогах выполняется практически вручную, здесь выполнено с применением новейшего американского бетоноукладчика (Gomaco Commander ΙΙΙ)

На этой дороге впервые предусмотрена интеллектуальная система управления движением, система раннего обнаружения зимней скользкости и удаленное видеонаблюдение за дорожными объектами. Системы включают в себя дорожные автоматические метеостанции, дорожные видеокамеры, оснащенные GSM-роутерами для беспроводной передачи информации; информационно-электронные табло, на которых будет отображаться текущее время, температура окружающего воздуха, температура дорожного покрытия, скорость и направление ветра, атмосферное давление, видимость, погодные условия; электронные дорожные знаки.

Внедрение этой системы позволит водителям выбирать оптимальный режим движения в зависимости от погодных условий и состояния дороги, так как вся информация будет доступна не только для водителей на дороге, но и обычным пользователям через сеть Интернет. Дорожникам эта система поможет оперативно реагировать на изменяющуюся обстановку и незамедлительно принимать все необходимые меры по содержанию дороги.

На этом участке, проходящем по новому направлению, в обход всех населенных пунктов, нет пересечений в одном уровне и только две точки выхода на внешние магистрали в начале и в конце трассы, что обеспечивает безопасное и беспрепятственное движение на всем его протяжении. Для того чтобы реализовать такое решение строителям пришлось построить две транспортных развязки в разных уровнях, шесть путепроводов и два моста, общей протяженностью 507 пм. и на всем протяжении установить барьерное ограждение на разделительной полосе для исключения выезда транспорта на встречную полосу. Это будет участок дороги, отвечающий самым современным требованиям по безопасности движения.

Кроме этого необходимо отметить, что в процессе выбора трассы для новой дороги, проектировщики учитывали интересы всех землевладельцев, а также старались максимально снизить неудобства для предприятий сельского хозяйства и вредное воздействие на окружающую среду. Достаточно сказать, что строителями посажено 12.5 км лесополос и рекультивировано 218 гектаров земель. А для беспрепятственного выпаса скота и проезда сельхозтехники специально построено 2 путепровода и предусмотрены проезды под мостами.

Не просто далась нам эта дорога. Она потребовала от строителей огромного напряжения сил, больших знаний и умения. Колоссальные объемы работ. Так за время строительства было перемещено 3.7 миллиона кубометров грунта, уложено в дело 537 тыс. м3 щебня, и почти 200 тыс. тонн асфальтобетонной смеси различных марок. Устроено 500 тыс. м2 бетонного основания, именно оно во многом гарантирует прочность дороги, построено 28 водопропускных труб, в том числе четыре прямоугольных и три из гофрированного металла. А для обеспечения безопасности движения установлено 49 тыс. пм металлического барьерного ограждения и 188 дорожных знаков. Для отвода воды с виражей выполнена ливневая канализация на трех участках, общей протяженностью 6455 пм., с устройством 145 приемных колодцев с чугунными решетками. На 2-х участках в мокрых выемках выполнено устройство закюветного дренажа, общей протяженностью 1742 пм и с устройством 24 колодцев. Участок дороги от Шевелей до Сухо-Реченской развязки, на преодоление которого еще вчера водители тратили 40-50 минут, по новой дороге смогут проехать минут за 10-15.

Сложная трасса, большое количество искусственных сооружений, не предсказуемые геологические условия. Сколько раз на месте строителям и проектировщикам приходилось искать оптимальные технические решения. Глубокие выемки, переувлажненные грунты, родники, все это усложняло строительство, создавало определенные трудности в обеспечении качества дороги. Так на одной из выемок для того чтобы обеспечить устойчивость земляного полотна пришлось выполнить замену грунта и положить 600 пм. георешетки, хотя это не было предусмотрено в проекте.

Мы построили дорогу не на один день и она должна послужить не одному поколению наших людей. А Кузбасские дорожники уже не раз доказывали, что могут обеспечить высокое качество строительства. Для примера можно сказать, что дорога первой категории от Ленинска-Кузнецкого до Новокузнецка уже сорок лет стоит без капитального ремонта. А эта новая дорога более совершенное сооружение и без сомнения станет украшением нашего края. И водители и все жители области по достоинству оценят труд наших дорожников.

Большая стройка это и большая школа. Здесь проявляются потенциальные возможности предприятий, раскрываются способности инженеров и рабочих. Еще несколько лет назад здесь были пустые поля, и только на планах проектировщиков тонкой линией обозначалась будущая трасса. Теперь дорога готова, а через пару лет водителям проезжающим по ней будет казаться, что она была здесь всегда.

Дороги для России, с ее огромной территорией, имеют особенное значение. Дороги объединяют пространства и связывают людей. Естественно, что попечение о путях сообщения ближе всего тем людям, для кого дороги, как пашня для пахаря, — главное поприще трудов. И мы гордимся свои трудом, ведь не каждому выпадает возможность оставить такой след на земле и не каждый может сказать своим детям и внукам – я строил эту дорогу.

В текущем году мы должны завершить проектирование следующего участка дороги протяженностью около 35 км с тем, что бы в 2012 году начать подготовительные работы и двигаться дальше. Через 3 года, освоив порядка 15 млрд. руб. и закончив строительство 200 км дороги I категории регионального значения, мы соединим скоростной магистралью два самых крупных города Кузбасса — Кемерово и Новокузнецк. Это будет самая протяженная дорога первой категории в Сибири и самый большой наш вклад в экономику региона.