Кузбасс жжёт: Строительством автомагистрали бъем по кризису

Кемеровская область имеет развитую сеть автомобильных дорог. Общая их протяженность составляет 14 тыс. 700 км. Плотность дорог общего пользования на 1тыс. кв. км территории Кузбасса — 75.3 км (кстати – это в 2,4 раза больше, чем в России; в среднем по федерации – 31,1 км). У нас 98,5 % дорог общего пользования имеют твердое покрытие, в том числе 52 % (51,9%) — асфальтобетонное. Сегодня дорожные работы в Кузбассе выполняют 56 организаций. Из них: 27 государственных и муниципальных предприятий, 17 акционерных обществ и 12 обществ с ограниченной ответственностью.

Исторически сложилось, что два основных мегаполиса Кузбасса, Кемерово и Новокузнецк, расположены в разных его концах — на севере и на юге. И транспортный коридор, соединяющий два эти города, включающий две автомобильные дороги «Кемерово — Ленинск-Кузнецкий» (участок дороги «Новосибирск — Ленинск-Кузнецкий –Кемерово – Юрга») и «Лениск-Кузнецкий — Новокузнецк – Междуреченск» всегда был основной магистралью Кузбасса. Общая протяженность трассы, проходящей через всю область с юга на север — 510 километров. Пропускную способность этого транспортного коридора, в настоящее время, ограничивает дорога 2 технической категории «Кемерово — Ленинск-Кузнецкий» (участок автодороги «Новосибирск — Ленинск-Кузнецкий – Кемерово — Юрга»). Интенсивность движения транспорта на ней составляет порядка 21 тыс. авт/сут.. Параметры участка автодороги второй технической категории не справляются с возросшей интенсивностью движения. Кроме того, на участке км 255 – км 323,5 дорога проходит по ряду населённых пунктов (Демьяновка, Чусовитино, Панфилово), что также снижает её пропускную способность и приводит к удорожанию и замедлению перевозок, снижению безопасности дорожного движения, а, главное к ухудшению экологической обстановки в населённых пунктах.

Сегодня мы строим новую скоростную трассу «Кемерово – Ленинск-Кузнецкий», общей протяженностью 67 км. И, одновременно, не забываем, ремонтируем существующую дорогу. Новая дорога – позволит обеспечить бесперебойное круглогодичное сообщение на пригородных и междугородных маршрутах, при этом будет достигнута оптимальная с экологической и энергосберегающей точек зрения скорость движения транспортных средств, которая позволит сократить время в пути на 40 %, приведёт в конечном итоге к снижению транспортной составляющей в цене продукции на 14 %. Это окажет положительное влияние на инвестиционный климат в городах, находящихся в зоне притяжения строящейся автодороги.

В 2006 году был введен в эксплуатацию первый участок дороги протяженностью 5.4 км с двумя транспортными развязками в двух уровнях. Эффект не заставил себя ждать. Исчезли пробки и скопление транспорта на въезде в г. Кемерово, резко уменьшилось число дорожно-транспортных происшествий на этом участке.

В прошлом году открыли движение на следующем участке, протяженностью 24,6 км.

Приоритетным направлением деятельности ГКУ «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса» на 2012-2013 годы по прежнему остаётся строительство автомагистрали Кемерово — Ленинск-Кузнецкий на участке км 274-295, а в последующие годы далее до г. Ленинск-Кузнецкий.

Что важно, если предыдущий участок строили больше четырех лет, то сегодня Губернатор области поставил перед строителями задачу – построить новый участок в два раза быстрее.

Строящийся участок автомагистрали будет иметь протяжённость 19,443 км и включать в себя 3 путепровода, 1 мост и 2 транспортные развязки в разных уровнях и отвечать всем современным требованиям. Дорога будет проходить по территории Крапивинского и Ленинск-Кузнецкого районов в обход населённых пунктов Панфилово и Чусовитино, что значительно уменьшит время движения для автомобилистов, движущихся из Кемерово на юг Кузбасса. На своем пути водители и пассажиры смогут наблюдать живописный ландшафт, включающий в себя лесные массивы, перелески, поля, а также водную гладь озера, так как трасса будет проходить по акватории существующего пруда параллельно дамбе.

Участок новой автомобильной дороги Кемерово – Ленинск-Кузнецкий имеет следующие основные характеристики:
— категория – I А;
— расчётная нагрузка дорожной одежды – 11,5 тс;
— ширина земляного полотна – 27,5 м;
— ширина проезжей части – 15,0 м;
— ширина полосы движения – 3,75 м;
— число полос движения – 4 шт;
— ширина разъделительной полосы – 5,0 м;
— основание из жёсткого «тощего» бетона класса Btl 2,4 – 22 см;
— тип дорожной одежды – капитальный;
— покрытие трёхслойный асфальтобетон – 18 см.

Генеральный подрядчик строительства новой автодороги ОАО «Автодор». На трассе, кроме его структурных подразделений работают еще девять субподрядных организаций. Сегодня работы развернуты по всему фронту, на всем протяжении участка. Ежедневно на трассу выходит до трёхсот дорожных рабочих и почти 200 единиц техники. Чтобы сделать безопасной и комфортной движение транспорта по новому участку дороги люди работают ударными темпами и работы выполняют с хорошим качеством. А ведь объём дорожных работ просто огромен: так, количество грунта, который необходимо уложить в тело дороги составляет 2 400 тыс. м3, дорожная одежда будет иметь общую толщину 73 см, причём основание предусмотрено выполнить из жёсткого «тощего» бетона класса Btb2,4. Кроме того, предусмотрено укладка прикромочных лотков протяжённостью 12,129 км, установка барьерного ограждения общей длиной 35,932 км, установка 150 шт. дорожных знаков, 632 шт. сигнальных столбиков и дополнительное строительство 27,383 км технологических и временных дорог на период строительства. Планируется построить 24 шт. водопропускных труб, общей длиной 1130,77 п.м., из которых две трубы — арочного типа радиусом 4,2 м, для пропуска сельхозтехники и перегона скота. Также будет осуществлена посадка лесополос протяжённостью 7,67 км.

Задача задач – в 2013 году открыть движение транспорта на этом участке.

В текущем году уже построено 28 км подъездных и технологических дорог, произведен вынос коммуникаций попадающих в полосу отвода. Закончены земляные работы, построены все водопропускные трубы, начато устройство дорожной одежды (уложено 3,5 км бетонного основания и 1,6 км асфальтобетонного покрытия). Одновременно ОАО «Сибмост» строит три путепровода и мост через р. Уньга. В настоящее время строители выполнили весь объем подготовительных работ.

Строительство каждой дороги имеет свои особенности.

Так, новый участок пересекает Скорюпинские пруды, что потребовало возведение  дамбы протяженностью700 погонных метров. В ходе проектирования рассматривался вариант обхода, но это  привело бы к удорожанию строительства на 500 млн. рублей.

Кроме этого, дорога на значительном протяжении проходит по пахотным землям и все земляное полотно практически возводится из привозных грунтов. При строительстве этого участка широко использовали уже накопленный опыт. Так, на участках с плохими грунтовыми условиями для обеспечения устойчивости земляного полотна в его основание   укладывали гео-синтетический материал (местного производства  КОАО «Ортон») и гео-решетки заполненные щебнем. А на   участке где дорога пересекает пруд, в основание земляного полотна уложен  новый гео-синтетический материал (Stabilenka) немецкого производства (фирма «Huesker Geosynthetics»).

Строящийся участок по своим техническим параметрам не отличается от уже построенных. Здесь так же будет четыре полосы движения по две в каждом направлении. Это будет скоростная автомагистраль, и  здесь тоже будут установлены  элементы интеллектуальной транспортной системы, которая  включают в себя: дорожные автоматические метеостанции, дорожные видеокамеры, оснащенные GSM-роутерами для беспроводной передачи информации, информационно-электронные табло, на которых будет отображаться текущее время, температура окружающего воздуха, температура дорожного покрытия, скорость и направление ветра, атмосферное давление, видимость, погодные условия, а также установлены электронные дорожные знаки.

Ввод в эксплуатацию всех километров позволит замкнуть две важнейшие магистрали области: Кемерово – Ленинск-Кузнецкий и Ленинск-Кузнецкий – Прокопьевск – Новокузнецк в единую транспортную сеть, связывающуююжные районы Кемеровской области с регионами не только Западной Сибири, но и Российской Федерации в целом, а на дальнейшую перспективу рассмотреть возможность  открытия движения транспорта по маршруту Кемерово – Ленинск-Кузнецкий на платной основе.

Автомобилисты будут иметь возможность выбирать по какой дороге им осуществлять движение, чтобы оказаться в г. Ленинск-Кузнецкий, по скоростной четырёхполостной в обход всех деревень и посёлков, но при этом заплатить небольшую сумму денег или по альтернативному варианту — старой двухполостной дороге, через населённые пункты, но бесплатно.

Стоимость строительства участка дороги Кемерово – Ленинск-Кузнецкий, км 274-295 составляет 7 716, 93 млн. рублей.

На сегодняшний день финансирование строящегося объекта осуществляется с задержками. Поступление денег из федерального бюджета пока затягивается. Ранее Администрацией области принято решение осуществлять оплату части выполненных работ из средств местного бюджета. Многие подрядные организации работают под собственные финансовые кредиты, взятые в банках. Но, несмотря на все трудности финансирования, строительство автомагистрали продолжается в соответствии с утверждёнными сроками.

На последующие годы останется построить 17 км и таким образом связать две крупнейшие городские агломерации – Кемерово и Новокузнецк, что положительно скажется на развитии региона в целом.